Основы каталожной съемки: правила и типичные ошибки

Чтобы фотографии на сайте, в приложении и ТВ-меню выглядели единообразно и представляли продукты бренда качественно, мы сформулировали правила проведения съемок и обработки изображений. В гайде разбираем тонкости подготовки каталожных фотографий и типичные ошибки.

Для каталожных фотографий продуктов лучше всего подходят изображения высокого качества с большим разрешением, сделанные при хорошем освещении.

  1. Снимайте продукты на камеру с высоким разрешением. Подготовьте исходники размером не меньше чем 3000 × 3000 px — это позволит редактировать и масштабировать изображения без потери качества. Для публикации подготовьте png изображение размером 1875 × 1875 px c прозрачным фоном.
  2. Убедитесь, что изображение четкое, картинка не размыта и точно передает цвета продуктов.
  3. Во время съемок настройте баланс белого в соответствии с освещением. Снимайте в формат RAW — это даст возможность точнее настроить цветопередачу при обработке фото.
  4. Избегайте съемки продукта на телефон. Используйте камеру с объективом, имеющим большое фокусное расстояние (70–100 мм), чтобы не допустить искажения формы продукта.

Да

Хорошее освещение, правильная цветокоррекция: фото не темное и не пересвеченное. Качество фотографии высокое, хорошая детализация. Продукт аккуратно вырезан, его границы не размыты, а перспектива изображения не искажена

Нет

Плохое освещение и неправильная цветокоррекция: тусклые и холодные оттенки. Изображение низкого разрешения: продукт не в фокусе, «смазанная» картинка. Продукт неаккуратно вырезан и искажен, так как выбрана слишком сильная перспектива

Время от времени мы обновляем дизайн упаковки. Важно следить за его актуальностью, чтобы продукты в каталоге соответствовали текущему облику бренда. Актуальный дизайн вы найдете в памятке.

Да

Актуальный дизайн коробки пиццы для рынка Евразии и стиль композиции комбо. Упаковка отличается в разных странах

Нет

Неактуальный дизайн и стиль композиции комбо: мы больше не используем цифры в каталожке

Тень на каталожных фотографиях должна быть не цветной, а черной и полупрозрачной. Если нужно дорисовать тень, следите за источником света, чтобы тень соответствовала свету на продукте.

Для пицц на традиционном и тонком тесте сделайте единую тень с помощью шаблона. Для пицц, снятых в перспективе, и других позиций в меню сделайте полупрозрачную тень по видеоинструкци. В инструкции пропустите фрагмент 3:20–4:06 про тонирование тени, так как тень должна остаться черной.

Если съемка проходит при хорошем освещении, на фотографиях будет естественная тень — с ней будет проще работать. Вот несколько правил, которые помогут избежать типичных ошибок.

  1. Сделайте черную, полупрозрачную тень. Сейчас мы не делаем цветные тени, так как в приложении появилась темная тема, и цветная тень в ней выглядит плохо. Если фотография продукта была сделана при плохом освещении и нет естественной тени, обратитесь к профессиональному ретушеру, чтобы он дорисовал ее. Если такой возможности нет, оставьте продукт без тени.
  2. Да

    Серая полупрозрачная тень

    Нет

    Теплая тень в цвет продукта

    Да

    Аккуратная естественная тень

    Нет

    Тень слишком четкая и неестественная, неправильное направление тени
  3. Убедитесь, что тень от продукта не обрезается границей изображения. Чтобы проверить это, наложите сверху кривые с поджатым вправо левым ползунком. Тогда можно будет точно увидеть, какая тень по форме и размеру.
  4. Да

    Тень осталась в пределах фотографии, граница между фоном и картинкой не видна

    Нет

    Тень обрезана, заметна граница между фотографией и фоном
  5. Следите за бликами. Если самостоятельно фотографируете напитки, уберите цветные блики от напитка на поверхности, добавьте серую полупрозрачную тень или оставьте фотографию без тени.
  6. Да

    Фото 1: удачный пример — правильный свет делает бутылку объемнее, фото не плоское, аккуратная тень

    Нет

    Фото 2: на поверхность падают цветные блики — это ошибка. Фото 3: бутылка выглядит плоской, нет объема и бликов. Фото 4: нежелательный эффект — от бутылки отражается пространство, в котором проходили съемки; слишком сильная перспектива; заметно, что фотография сделана на телефон
  7. Следите за логикой падающих теней в комбо. Тени должны падать на продукты ниже (тень от верхнего продукта должна падать на нижний продукт) и на горизонтальную поверхность сцены.
  8. Да

    Заметны тени, которые отбрасывают «верхние» пиццы на «нижние», поэтому пиццы не слипаются. При этом «нижняя» пицца отбрасывает тень только на поверхность

    Нет

    Тени нарисованы неестественно. Непонятно, где находится источник света. Пиццы «слипаются», так как неявно показаны тени, которые они отбрасывают друг на друга
  9. Настройте прозрачность. Убедитесь, что прозрачные объекты (например, стеклянные стаканы) хорошо выглядят и в темной, и в светлой теме.

Выравниваем горизонт. Убедитесь, что стаканы и другие предметы, стоящие на поверхности, расположены ровно, не наклонены.

Чтобы избежать искажений и сохранить пропорции объектов на фото, используйте объектив с фокусным расстоянием от 80 до 100 мм (при использовании полнокадровой камеры).

Ракурс съемки для фотографий продуктов

Пицца для каталога снимается в двух основных ракурсах: сверху и в перспективе. Мы подготовили шаблоны, которые помогут снять пиццу так, чтобы она была правильной формы. Исправить геометрию формы можно на ретуши.

Если снимаете пиццу сверху, используйте шаблон и следите за соблюдением правил:

  1. Пицца имеет почти идеальную круглую форму.
  2. Вертикальный разрез пиццы — строго под углом 90°.
  3. Секторы пиццы — равные, но не обязательно идеально симметричные.
  4. Корочка пиццы стремится к форме ровной окружности, но с естественными утолщениями и пузырьками.

Если снимаете пиццу в перспективе, также ориентируйтесь на шаблон. Для традиционного и тонкого теста подходит одна форма — эллипс.

Сверху

В перспективе

Напитки, закуски и десерты снимайте на одной плоскости, примерно в одном ракурсе, чтобы сохранить единый стиль и визуальную целостность каталога. Сохраняйте натуральную форму объектов и следите за тем, чтобы они выглядели устойчивыми на поверхности.

Да

Выбрали один и тот же ракурс для продуктов одного вида

Нет

Разный ракурс для продуктов одного вида

Да

Продукты смотрят в одну сторону, сняты в одном ракурсе

Нет

Одна линейка продуктов, но они смотрят в разные стороны

Все подобные друг другу объекты должны быть примерно одинаковыми по форме и расположению в кадре. Следите за соразмерностью как на отдельных фотографиях, так и в контексте всего каталога. Подробнее об этом в гайде Пропорции продуктов.

Если вы предлагаете продукты одного вида в разных размерах, например стандартный и маленький Додстер, измените масштаб продуктов, чтобы подчеркнуть их отличия.

На фотографиях с комбо также сохраняйте соразмерность между продуктами, но корректируйте масштаб в зависимости от расположения объектов. Например, если один продукт находится дальше, его размер может быть чуть меньше, чем у продуктов на переднем плане. Рассмотрим на примерах.

Да

Одинаковый объем — одинаковый размер изображения

Нет

Объем напитков одинаковый, но размер бутылок в каталоге отличается

Да

Напитки соразмерны: литр сока больше, чем 0,45 л холодного чая

Нет

Соразмерность не соблюдена: литр сока визуально выглядит меньше, чем 0,45 л холодного чая

Да

В меню есть стандартный и маленький Додстер. Показали разные варианты за счет визуального контраста в размерах

Нет

Стандартный и «мини» Додстер выглядят одинаковыми. Это создает неправильные ожидания у клиентов

Да

Продукты соразмерны друг другу и на отдельных фотографиях, и внутри всего каталога

Нет

Размеры Додстера и напитка отличаются на разных фотографиях

Да

Пропорция правильная: Додстеры и Стартеры отражают их реальные размеры

Нет

Пропорция нарушена: Стартер на фото меньше, чем реальный продукт

Не стоит делать продукт слишком большим или слишком маленьким. Ваша задача — обеспечить консистентность в размерах продуктов на разных страницах меню и наглядно представить продукты клиентам.

Да

Фото 1: оптимальный масштаб, фотография позволяет рассмотреть продукт и формирует правильные ожидания от заказа

Нет

Фото 2 и 3: десерты выглядят слишком маленькими, потому что на фотографии остается много пустого пространства. Фото 4: десерт показан слишком крупно, он заполняет всё пространство на картинке. Сложно сопоставить его с другими продуктами и представить реальный размер

Комбо — это всегда композиция из продуктов. Размещайте продукты близко друг к другу, чтобы визуально передать идею комбо. Все продукты при этом должны вписываться в пределы макета, сохраняя свою целостность и узнаваемость. Вот несколько правил, которые помогут правильно представить комбо.

  1. Следите за целостностью композиции. Используйте фотографии одинакового качества с одинаковой цветовой коррекцией и источником света. Убедитесь, что продукты расположены на одной плоскости.
  2. Да

    Одинаковая цветокоррекция, единый источник света, верная соразмерность продуктов, все продукты стоят на одной плоскости и «левитируют» над одной плоскостью

    Нет

    Разные источники света и цветокоррекция. Соразмерность не соблюдена. Продукты расположены хаотично
  3. Не обрезайте продукты. Ищите такую композицию, которая позволит гармонично разместить все элементы и при этом сохранить их соразмерность.
  4. Да

    Продукты соразмерны друг другу и гармонично расположены на макете, элементы не обрезаются

    Нет

    Додстер не помещается в пределы макета, граница изображения обрезает продукт
  5. Помните о законах гравитации. Убедитесь, что жидкость в упаковке им подчиняется: плоскость воды должна быть параллельна поверхности, на которой она находится, независимо от наклона сосуда.
  6. Да

    Законы гравитации учтены

    Нет

    Законы гравитации нарушены: в таком положении лимонад должен вылиться из стаканчика

    Да

    Продукты соразмерны, гравитация жидкости учтена, тень сделана по шаблону, плашка актуальная

    Нет

    На макете сразу несколько ошибок: пустое пространство в центре композиции, не соблюдена соразмерность продуктов, нарушены законы гравитации, тени слишком темные, а плашка не соответствует стандартам
  7. Не дорабатывайте дизайн. Не делайте заливку фона и не добавляйте дополнительный дизайн в виде текстов, логотипов, плашек.
  8. Да

    Каталожные фото — это продукты на белом фоне, без дополнительных элементов

    Нет

    На макете несколько ошибок: выбрали цветной фон, добавили текст, логотип и графические элементы, нарушили правила соразмерности

Не используйте плашки и другие графические элементы на каталожных фотографиях. Допустимо добавить логотип партнера, если вы запускаете продукт в рамках большой коллаборации.

Примеры неудачных решений. Мы не добавляем графику на каталожные фото