Техника фокального объекта

Фокальный объект — это конкретная идея, концепция или проблема, на которой участники брейншторма фокусируют свое внимание. В процессе штурма мы переносим на фокальный объект свойства и признаки случайно выбранных объектов, и генерируем новые идеи с помощью ассоциаций.

Техника подходит для улучшения текущего продукта, создания новых продуктов на основе имеющихся, поиска идей продвижения продукта и свежего взгляда на рутинные процессы.

Для брейншторма используем виртуальную доску Miro. Собираем шаблон, формулируем задачу и правила креативного штурма. Последовательно двигаемся от фрейма к фрейму — следуем алгоритму, описанному ниже.

Для удобства мы подготовили шаблоны, которые вы можете скачать и использовать во время командных штурмов. Чтобы воспользоваться шаблоном, перейдите по ссылке и нажмите Use template:

Техника фокального объекта

Выбираем фокальный объект

То, что хотим улучшить, продвинуть или доработать. Например:

  • мобильное приложение;
  • новая позиция в меню;
  • бренд работодателя.

Готовим шаблон для брейншторма с 7 полями: Разминка, Дано, Поле спонтанных идей, Случайные объекты, Синтез идей, Голосование, Следующие шаги.

Размещаем изображение объекта в полях Дано и Синтез идей. Рядом коротко описываем задачу, которую решаем с помощью брейншторма.

В начале любого брейншторма озвучиваем правила, которые нужно соблюдать в процессе. Их всего 4:

  1. Поднимайте руку, чтобы сказать.
  2. Говорите, если нужен перерыв.
  3. Во время брейншторма не отвлекайтесь на другие дела.
  4. Все идеи принимаются. Хочется покритиковать — предлагайте.

Разминка помогает «пробудить» мозг и переключить участников с предыдущих задач на текущую. В результате команда быстрее включается в процесс. Как действуем:

  • Шаг 1: Каждый участник берет стикер и пишет на нем свое полное имя.
  • Шаг 2: Делаем шаг вниз — каждый работает со стикером соседа.
  • Шаг 3: Участники дешифруют имена друг друга по буквам, избегая банальных слов.
  • Шаг 4: Участники прикладывают картинку-иллюстрацию получившегося описания.

Оставляем здесь всё, что приходит в голову, но не вписывается ни в один из других этапов штурма: вопросы, идеи или иллюстрации. Заполняем поле во время разминки, брейншторма и голосования.

Выбираем случайные объекты, а затем на стикерах под каждым из объектов перечисляем их свойства. Например, шар — он какой? Круглый и идеально ровный.

Характеристики случайных объектов из предыдущего пункта применяем к фокальному объекту. На какие идеи наталкивает такая комбинация? Снова фиксируем идеи на стикерах.

Просматриваем идеи, которые получились в последнем упражнении. Участники распределяют эмодзи по стикерам с идеями. У каждого 9 эмодзи:

После голосования советуем просмотреть все доски с самого начала еще раз, записать что-нибудь в Поле спонтанных идей.

Распределяем, кто и за что отвечает; обозначаем дедлайн.

Читать далее: